Сайт о гадании и матрице
Личный кабинет
Нечистая сила

Нечистая сила в восточно-славянской мифологии

 

Издатель: Алексей Орлеанский, Рыбинск. Работу над карточной колодой художник начал в 1985 году, во время учебы в Палехском художественном училище, и продолжал ее в течение десяти лет. Большую помощь ему оказал известный палехский искусствовед В. Т. Котов. Ему приносил молодой мастер свои эскизы и получал ценные советы и замечания. Так, В. Т. Котов обратил внимание художника на необходимость больше работать с натуры, ведь нечисть нередко имеет человеческий облик. Друзья и знакомые художника охотно вызвались позировать для столь необычных персонажей. Затем работа над карточной колодой прервалась, т.к. реальной возможности в то время издать ее у автора не было. Однако петербургский коллекционер игральных карт А. С. Перельман, который увидел эти эскизы, убедил художника продолжить начатое дело. Таким образом, летом 1994 года колода из 56 карт была закончена. Впоследствии вносились лишь некоторые поправки.

Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Вероятнее всего почти вся обитающая на земле нечисть — это поверженные с небес падшие ангелы, кто из них где упал, тот там и остался. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. К нежити принадлежат все вредоносные духи, не имеющие души и плоти, но живущие в виде человека. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй, игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т.д. и т.п. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках.

Переходное звено от нежити к нечисти, имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной смертью, и тоже определённо причисляются к нежити. К заложным покойникам, имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. А вот такие представители нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — это и не духи, и не мертвяки, они имеют и душу, и тело, у двоедушника даже две души.

Несколько особняком стоят Кащей, баба Яга и одноглазое лихо, персонажи изначально не сказочные, но ставшие героями многих народных сказок, этих следовало бы отнести скорее к мертвякам. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей, и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика