Сайт о гадании и матрице
Личный кабинет
Суеверие о картофеле

Суеверие о картофеле

Хочу дать вам информацию по суевериям , приведенные в книге Усачева В.

Прочитав ее, мне показалось многое верным ,ибо многие приметы дошли до наших дней и отчасти в селах применяются до сих пор.

Я вам выложу несколько отрывков для прочтения . Если вам понравится, книгу можете скачать  и почитать самостоятельно. 

Для меня книга значима, надеюсь ,что вам она будет тоже интересна..

Итак  отрывки..

Суеверие о картофеле

В Витебской Белоруссии, когда шли сажать картофель, боялись увидеть сидящего человека — это предвещало плохой урожай; если же человек при этом был чем-нибудь накрыт, то картошка будет пятниста, станет гнить или на нее нападут червяки. В таком случае советовали вообще отказаться от начала работы в поле в этот день.

В течение лета картофельные плантации оберегали от вредителей и стихийных бедствий. Для этого выполняли следующие обряды: по полям разбрасывали головни от ивановских костров, в канун Ивана Купалы втыкали в гряды ветки березы, ольхи, лесного орешника для охраны от града и ливней (рус., укр., пол., словац.). В Боснии и Герцеговине накануне Петрова дня (29 июля) на картофельном поле затыкали в землю от кротов смазанную смолой обгорелую березовую или черешневую кору [Гура 1997, с. 266].

Начало уборки картофеля было связано не только с погодными условиями, но и с поверьями о счастливых и несчастливых днях. Например, в Витебской губ. копать картофель следовало начинать в тот день недели, на который в том году приходилось Благовещение, если же день не запомнили, то в субботу. Тогда клубни хорошо сохранятся и не будут гнить. На Украине начинали убирать картофель после дня св. Симеона. В первый день в поле или на огороде раскладывали костер и пекли в золе новый картофель, ели его и грели об него руки, чтобы они не мерзли зимой. В Меленковском уезде Владимирской губ. по окончании уборки картофеля пекли картофельные пироги с морковью и яйцами [БВКЗ, с. 157].

На картофель распространились известные запреты, связанные с днем Головосека (праздник Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи — 29 августа). В этот день, по народным представлениям, нельзя было

употреблять в пищу, резать, убирать с огорода, из сада все, что имело круглую форму и напоминало голову. Запрет, относившийся к капусте, луку, яблокам, коснулся и картофеля. За его нарушение грозили разные кары: на теле появятся болячки, будет болеть голова, вместо сока из разрезанного плода потечет кровь, а у человека откроется кровотечение. Существовали запреты есть картофель и в другие дни, например, в Рождестенский сочельник (в.-слав., з.-слав.).

В календарных обходах картофель стал частью дара, получаемого пастухом в день св. Мартина (11 ноября) в обмен на березовые прутья (mcircinciky), которые он разносил и вручал каждому хозяину, скотину которого он пас. И в день св. Люции (13 декабря) хозяйки одаривали их картофелем и зерном (словац.); в день св. Екатерины ряженые за танец с хозяевами получали в дар картошку (Орава).

Такова история появления этого растения в Старом Свете. Из гонимого, презираемого чужестранца он превратился в доброго друга и помощника. Картофель очень скоро освоился и нашел свое место в общем контексте традиционной культуры славян.

Скачать можно здесь-Усачёва В. В. – Магия слова и действия в народной культуре славян

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика