В. В. Иванова
МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ТУРЕЦКИЕ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОНФЛИКТ
Прежде, чем говорить о турецких охранительных практиках, необходимо выяснить, что такое мусульманская магия. Этот термин принят не всеми. Что такое мусульманская магия, и можно ли вообще говорить о том, что она существует? Ведь, например, мало кто использует словосочетания «иудейская магия» и «христианская магия». Но в том, что термин «мусульманская магия» имеет право на существование, соглашаются многие исследователи. Почему же именно ислам дает возможность говорить о неком синтезе религии и магии? Могут ли верующие люди говорить о том, что они занимаются магией и тем более говорить, что это магия религиозная? Это целый комплекс вопросов, на которые до сих пор не дано точных и общепризнанных ответов. Я попробую дать на них свои ответы. Во-первых, мусульманская магия – это магия, которая имеет своим источником силу Аллаха, т. е., если Бог является источником силы заклинания, то эта магия может считаться мусульманской. Во-вторых, магия может считаться мусульманской, если в самом заклинании используются некие мусульманские символы, а также мусульманские элементы, т. е. элементы, имеющие мусульманскую форму. Мусульманская община (умма) теоретические едина, ее представители находятся на Ближнем Востоке, в Китае, Европе, Америке и считают себя ее членами. По всему Ближнему Востоку и во всей мусульманской общине используется общий набор символов, когда занимаются некими магическими практиками. Этот общий набор символов достаточно универсален. Например, одним из символов являются девяносто девять имен Аллаха – «прекрасные» имена Аллаха. На развитие мусульманской магии очень сильно повлиял суфизм. Мистицизм и различные суфийские техники признавались многими как магические, и суфии развивали их, используя, в том числе, и имена Аллаха. Они искали самое могущественное из этих имен, чтобы повлиять на действительность, соединиться с Аллахом, войти с ним в контакт, раствориться в Абсолюте и т. д. Это лишь один из примеров. Кроме того, существуют различные унифицированные формулы, например, «машаллах» («машалла»), «иншаллах» («иншалла»). Их используют в любой точке земного шара, где есть мусульмане. Это всё 1 Автор доклада – Иванова Вероника Витальевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Доклад был прочитан в рамках тридцать первого семинара ЦИЭМ 22.03.2012 г. Текст доклада расшифрован Л. Нефедовой, отредактирован С. В. Пахомовым и размещен на сайте ЦИЭМ в мае 2012 г. с согласия автора. общие элементы, которые объединяют всех мусульман. Объединяет всех и арабский язык. Сакральность арабского языка заложена в самом исламе, поскольку арабский язык считается языком Аллаха и Корана. (В христианстве такой сакральности языка нет). Аллах ниспослал людям Коран на арабском языке. И поэтому арабский язык в целом и каждая его буква в отдельности, и слова, и написание – всё это признается сакральным, наделенным особой силой. Но для мусульман неарабского происхождения, для которых арабский язык не был родным, этот язык приобрел настолько важное значение, что любое слово, написанное по-арабски, независимо от его значения, воспринималось как магическое. И исследователи часто отмечают, что в деревнях для людей, которые не знают арабского языка, даже подобранная где-то газета на арабском языке, является священным предметом, поскольку на нем написаны священные слова. Что касается магии, то там арабский язык даже имитируется. Многие колдуны, которые называют себя ходжами (мусульманскими священнослужителями), порой не знают арабского языка и делают вид, что пишут по-арабски, таким образом обманывая своих клиентов. А клиенты считают такое заклинание очень действенным, поскольку в нем использованы арабские буквы. Использование арабицы (арабского алфавита) дает клиентам ощущение, что заклинание связано с Аллахом. Таким образом, мусульманская магия часто воспринимается очень положительно самими мусульманами. При этом сами они это магией не считают, потому что в исламе магия категорически запрещена, как и в христианстве и иудаизме. И не стоит говорить мусульманину, что носимый им амулет является магическим, поскольку это может вызвать с его стороны обиду. Каким образом магия запрещена в исламе? Если говорить о некой универсальной модели, то речь идет об абстракции, потому что религия неотделима от конкретных верующих людей. Но есть некоторые нормы, которые сформировались в течение веков, некоторые авторитетные источники (люди или книги). Для ислама главным источником по всем вопросам жизни является Коран, поскольку то, что говорит Коран – это то, что говорит Аллах. А слова Аллаха суть последняя инстанция в решении всех вопросов, в том числе и магии. В Коране магия предстает в двух ипостасях. Первая ипостась – иллюзия, мошенничество, обман, фокусничество. В Коране очень много оправданий, касающихся того, что Мухаммед не является магом. Это связано с тем, что в Аравии, где проповедовал Мухаммед, многие его воспринимали как мага. И его слова и действия воспринимались как прорицания. Многие считали, что Мухаммед – человек, одержимый духами, т. е. он связывается с духами, и духи ему о чем-то говорят. Поскольку идея единобожия не была укоренена в аравийской среде (если не считать иудеев и христиан) и для простых арабов эта идея была очень смелой, то она и воспринималась как магическая. Но Мухаммед отстаивал свою пророческую миссию, а не магическую, говоря, что он не маг, что всё, что ему дано, дано от Аллаха, что Коран – это главное чудо, которым он доказывает свою пророческую миссию. В доказательство Мухаммед приводил из Корана (7:113(116)) пример с Мусой (Моисеем) и египетскими магами: у египетских магов – магия, фокусничество со змеями, обман людей, иллюзия («и лживым оказалось то, что они делали» (7:115(118)), а у Моисея – чудо, дарованное Аллахом. Между ними большая разница. Значение магии в Коране снижено, но при этом она – не нечто грозное и страшное, потому что вся сила находится у Аллаха. И никакой противостоящей и равновесной Аллаху силы, в том числе магии (магия дьявола), в исламе нет. В то же самое время в Коране магия предстает и в другом ключе – как некое тайное знание, передаваемое по цепочке при помощи обучения. Это второй взгляд на магию в Коране. Здесь стоит зачитать один из аятов Корана (2:96(100)), в котором говорится о происхождении магии и о Сулеймане (Соломоне): «Они последовали за тем, что читали шайтаны, в царство Сулеймана. Сулейман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуте и Маруте. Но они оба не обучали никого, пока не говорили: “Мы – искушение, не будь же неверным!” И те научились от них, чем разлучать мужа от жены, – но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, – нет ему доли в будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, – если бы они это знали!». Это вполне конкретный аят, который следует однозначно трактовать в пользу того, что магия порицается, что она идет от неких ангелов в Вавилоне, Харута и Марута, и передается людям в качестве искушения. Но здесь следует понимать, что так звучит аят на русском языке, а настоящий Коран – только на арабском языке, все остальное – переводы, трактовки Корана, но не сам Коран. И любой верующий мусульманин должен читать Коран на арабском языке. Переводить Коран можно по-разному, поскольку его текст имеет много неясностей; это порождает различные трактовки одних и тех же мест. Прозвучавший аят переведен И. Ю. Крачковским, такая трактовка аята широко распространена в мусульманской среде. Но есть масса других трактовок, в которых немного меняются слова и говорится уже совершенно о другом. Сравнение 19-ти турецких переводов Корана показало, что каждый перевод говорил по-разному об одном и том же. Пример таких трактовок: колдовству учили не ангелы, а шайтаны. Или же ангелы помогали разлучать мужа и жену, если один из супругов занимается магией. Благодаря тонкостям перевода появлялась возможность говорить о том, что магия дана людям для того, чтобы люди защищали себя от колдовства. То есть использовать магию нельзя, но если человек подвергся колдовству, то благодаря Аллаху у него через названных ангелов есть средства защиты от этого колдовства. Такие концепции устраивают очень многих мусульманских магов, они их цитируют и говорят, что Коран разрешает. Харут и Марут – это два ангела (в общепринятой концепции), в другом переводе – два короля в Вавилоне. Сонм ангелов спросил у Аллаха, почему так грешит, так мало молится и так не любит Его человек, которого Он создал, и который является его любимым созданием? И Аллах ответил ангелам, что если бы они имели те чувственные желания, которые есть у человека, то они поступали бы еще хуже. И была устроена проверка, экзамен: выбрали ангелов Харута и Марута и отправили их на землю, а Аллах снабдил их чувственными желаниями. На земле эти два ангела встретили прекрасную девушку, предложившую им отречься от ислама. Ангелы ответили отказом. Тогда девушка напоила их вином, после чего ангелы убили мужа девушки, отреклись от ислама и вдобавок назвали ей тайное слово, позволявшее взойти на Небеса. Она взошла на Небеса и превратилась там в планету – Венеру. Таким образом, одни и те же аяты Корана можно трактовать по-разному и в свою пользу. Кроме того, в Коране есть несколько сур, которые напрямую считаются колдовскими. История их такова: передают, что Мухаммеда околдовали, сглазили, навели на него порчу, и он тяжело заболел. Мухаммед стал молиться Аллаху о том, чтобы Аллах послал ему освобождение от болезней. Тогда ему приснился архангел Джибраил (христ. Гавриил), который направил Мухаммеда к колодцу, велел найти в колодце завязанные в узел нити и развязать их. И тогда заклятие спадет. Вдобавок через архангела было ниспослано Мухаммеду несколько сур, которые теперь мусульмане по всей земле используют в качестве охранительных от зла. Это магические охранительные суры. Сура «Рассвет» (113): «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Скажи: “Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что он сотворил, от зла мрака, когда он покрыл, от зла дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидовал!”». Сура «Люди» (114): «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Скажи: “Прибегаю я к Господу людей, Властителю людей, Богу людей, от зла наущателя скрывающегося, который наущает в груди людей, от джиннов и людей”. Кроме того, Коран дает пример вредоносного колдовства. Есть сура «Пальмовые волокна», которая однозначно идентифицируется как вредоносная, поскольку в ней Мухаммед проклинает своих врагов. Сура «Пальмовые волокна» (111): «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем и жена его тоже – носильщица дров; на шее у нее – только веревка из пальмовых волокон». Наличие таких аятов (111:1-5) в Коране дает многим мусульманам возможность использовать эту суру как образец. Помимо Корана, есть еще и другой авторитетный источник для мусульман-суннитов – это сунна, корпус преданий о жизни пророка с отсылкой к тому, что он делал или говорил по тому или иному поводу. И здесь есть огромное количество очень аятов, отрицательно характеризующих колдовству. В них говорится о том, что колдовство причисляется к ширку, главному греху любого мусульманина, и к семи смертным грехам. А по словам Мухаммеда, тот, кто придет к предсказателю и спросит у него о чем-то, у того не примется молитва сорока ночей, т. е. в течение сорока дней такой человек будет является «нечистым». Кроме того, говоря о семидесяти тысячах верующих, которые войдут в рай без расчета, Мухаммед определяет их следующим образом: «Это те, которые не читают заклинаний, не подслушивают, не гадают по приметам, а на Господа их полагаются». Здесь, казалось бы, звучит совершенно однозначное отношение к колдовству, но не все так просто. Дело в том, что хадисов так много, что всегда можно найти те из них, которые свидетельствуют о том, что колдовство применять можно и даже иногда нужно. Например, сам Мухаммед выделял из корпуса заклинаний те, которые не относятся к порицаемым. Он говорил, что заклинание не является скверным, если в нем нет ширка, т. е. того, что оспаривает единобожие Аллаха (это один из хадисов, который передает Муслим). Кроме того, считается, что Мухаммед сам читал заклинания для своих внуков Хасана и Хусейна. Эти заклинания состояли из совершенных слов Аллаха и назывались «Истинным заговором». Фактически, он читал им некоторые суры из Корана, и считалось, что таким образом он защищает внуков от зла. У Мухаммеда есть следующие слова: «Если кто из вас может принести пользу своему брату, то пусть делает». Эти слова воспринимались как призыв помогать любыми средствами, даже магией. Слова еще одного хадиса: «По истине я никого не исцеляю, исцеляет только Аллах Всевышний». То есть что бы ни приносило пользу, эта польза идет от Аллаха. Таким образом, норма существует, но она не дает однозначного ответа и может трактоваться совершенно по-разному. Хотя в Коране и в хадисах есть слова, которые категорически запрещают применение магии, но в то же самое время есть возможность обходить этот запрет самыми разными способами. И мусульмане, начиная с первых веков существования ислама, этими способами пользовались. Особенно это сказывалось в тех областях, куда ислам пришел достаточно поздно, где уже сложились различные местные обычаи и традиции, лечебные практики и т. д. С приходом ислама эти практики и обычаи были определенным образом вписаны в новый контекст. Но, в то же самое время, внесение, «вписывание» в ислам слишком многого вызвало ответную реакцию со стороны салафитов, борцов за очищение ислама от нововведений, поскольку всё привнесенное и вписанное считалось нововведением. Самое большое отторжение у салафитов вызывали магические практики, сихр. «Сихр» – это то слово, которое используется в Коране для определения магии. Опираясь на другие хадисы, салафиты говорили о том, что маг заслуживает смертной казни: его следует зарубить мечом. Они говорили, что занятие магией – это самый страшный грех, который может совершить человек, потому что, прибегая к колдовству, человек таким образом оспаривает волю Всевышнего, берет на себя слишком много, и это самое страшное. Поэтому у такого человека не просто не будет доли в ином мире, но не должно быть доли и в этом мире. Ко всему вышесказанному можно привести конкретные примеры из турецких реалий. Турция – это бывшая Османская империя, но в очень сокращенном варианте. Османская империя была не просто империей, а халифатом: начиная с XVI века султан одновременно являлся и халифом, покровительствуя всем верующим на земле. Считалось, что султан, он же халиф, есть тень Аллаха на земле. И всё, что султан повелевает, идёт непосредственно от Аллаха. Султан происходил из местной среды, и очень многие вещи, которые, с точки зрения нормативного ислама, воспринимались как языческие, в Османской империи были приняты. Огромную роль играл суфизм: суфийские ордена действовали и в политике, и на уровне городских общин, и в ремесленных цехах. Они играли ведущую роль во всех областях жизни общества, в том числе и в жизни султанского дворца. У суфиев был свой взгляд на религию, и он отходил достаточно далеко от того ислама, который считается классическим. Да и суфийские ордена тоже были разными. Поэтому нормы в исламе были гибкими, а границы – подвижными. Сам султан регулярно прибегал к магии. Он имел собственных астрологов, что, с точки зрения «правильного» ислама, считается совершенно недопустимым. У него были «талисманические» рубашки для походов, исписанные заклинаниями. У него имелся расчет «правильных» и «неправильных» дней. В гареме женщины только и делали, что постоянно вызывали колдунов и т. д. Обо всем этом есть целый корпус соответствующей литературы. После распада Османской империи страна стала совершенно другой. Новая страна – Турция – основывалась на иных принципах. Прежде всего, вестернизация, светскость, вычеркивание религии из всех областей жизни общества, начиная от одежды и заканчивая браком, похоронами и т. д. И быть верующим считалось неприличным. Магические практики в том виде, в котором они существовали в Османской империи, в Турции свои позиции потеряли. Но им на смену пришли другие. Это был некий конструкт, который возник совершенно неожиданно, сопутствуя политическому курсу государства. Государство, борясь с исламом, хотело противопоставить ему нечто другое. Во-первых, активно занимались конструированием некой национальности – турок. Такой национальности ранее не существовало вообще, а были османы, были люди, объединенные исламом, и были милеты, общины, которые делились по религиозному признаку. Чтобы появились «турки», нужно было потратить много усилий для наполнения этого пустого термина содержанием. Власти обратились к ученым, которые работали над созданием общего турецкого прошлого. Но для турок никаких «турок» нет, а есть «тюрк» – любой представитель тюркского этноса, в том числе узбек, азербайджанец и пр., они все – «тюрк». А турки являются только ведущими в этой группе, старшими братьями. Турки считали себя самыми развитыми, и на них в дальнейшем возлагалась миссия объединить под собой тюрок, возглавить тюркский союз. А пока этого, в силу различных политических ограничений, не произошло, они были вынуждены довольствоваться империей в виртуальном, а не реальном виде. В новой, еще несуществующей империи шло создание своей идеологии. Школы, книги, детские сказки, затем и ТВ пропагандировали тюркское единство, тюркское общее прошлое – Туран. И это был официальный курс государства, его политика. Поскольку общее тюркское прошлое выдвигалось на первый план, а ислам отторгался, то популяризировались, входили в жизнь общества и даже навязывались обществу древние языческие практики и шаманские обряды. С течением времени, когда было написано множество книг об этих обрядах, люди стали ими активно заниматься и считать, что это очень правильно и нужно. Прекратилось все это в связи с началом других важных процессов в Турции – обратным откатом, потерей главенствующих позиций Республиканской народной партией в 1950-е гг., вызванной смертью лидера – первого президента Мустафы Кемаля Ататюрка2 . В 1950-е гг. в Турецкой Республике была создана двухпартийная система: помимо партии, созданной Ататюрком, появилась демократическая партия. И в жизнь общества начал возвращаться ислам. Светскую часть общества, которая при Ататюрке была основой общества, это не устраивало, поэтому в Турции каждые десять лет происходили военные перевороты. При этом, как только исламисты усиливались, их убирали. Поскольку в Турции существовала демократия в ее восточном варианте, то к власти приходили те силы, которые пользовались популярностью в обществе. А общество голосовало за ислам и исламистов, поскольку за исламистами стояла социальная база: поощрение частных локальных общин верующих (светские и военные поддерживали монополии), гарантия бесплатных школ и больниц и т. д. И только вмешательство военных могло переломить ситуацию. В 1996 году произошел последний переворот, когда военные отстранили от власти радикальных исламистов, требовавших джихад, шариатское государство. Но они сумели вернуться под видом более умеренных исламистов и до сих пор находятся у власти. Когда речь идет об исламе, то всегда о каком-то конкретном исламе, о каком-то течении ислама. Турция и Османская империя традиционно считаются суннитскими, хотя там около 40 % скрытых шиитов. И их невозможно изучать, поскольку они придерживаются принципа сокрытия веры, ведь шиизм – это влияние Ирана, и он преследуется. Поэтому речь идет только о суннитском исламе. Современный ислам в Турции – это салафитский ислам (у нас распространено название ваххабитский), это ислам, стремящийся к очищению веры. И сейчас происходит процесс активной борьбы со всеми магическими суевериями (бид`а или хурафа). По мнению салафитов к ним сегодня относится все, что до этого совершенно свободно популяризировалось. Убираются все места паломничества. Идет активная борьба с различными проявлениями магии, как салафиты ее себе представляют. И очень важно, что с возрождением религиозной веры возродилась и вера в магию, потому что, когда был светский курс, верить в магию считалось неприлично. С возрождением же ислама происходит обратный процесс, поскольку в Коране сказано, что есть магия, что существуют джинны, что есть колдовство, заклинания. И если человек является верующим мусульманином, то он обязан верить в джиннов, ангелов, в магию и во все остальное. Поскольку в Турции ислам салафитский, с повышением веры в магию начинается и серьезная борьба с магическими практиками. При этом параллельно, как реакция на исламизм в том числе, среди светски настроенных людей идет популяризация магического через западные фильмы и т. п. Возвращаясь к теме доклада, нужно отметить, что речь идет о турецких охранительных практиках, а не о турецкой магии. Это объясняется тем, что термин «магия» двусторонен. Сами люди «магию» называют не магией, а охраной, охранительной практикой. С одной 2 Элементы истории: - проигрыш Турции, выступавшей на стороне Германии, в Первой мировой войне; - оккупация Турции западными державами; - освободительная война во главе с Ататюрком, которая боролась с оккупационными войсками Антанты. Турции предполагалось оставить малую часть сегодняшней Турции, но в результате освободительной войны за Турцией осталась нынешняя территория. Ататюрку было предложено стать султаном, но он стал президентом Турецкой Республики и создал новую цивилизационную модель, изменив все основы общества. стороны, здесь огромную роль играет ислам, который порицает магию (назвать себя магом можно лишь в узких элитарных кругах), магия порицается и считается крайне неблаговидным делом и в самом обществе. С другой стороны, находятся способы оправдать действия, которые прямо подпадают под описание магии. Существует набор различных способов, с помощью которых можно это сделать. Во- первых, ни в коем случае нельзя называть свои действия магией. .Лучше сказать, что это не магия, а молитва Аллаху, а Аллах сам разберется. Во-вторых, следует говорить, что происходит обращение к джиннам, к духам, но делается это с дозволения Аллаха, потому что есть пример Сулеймана, которому Аллах дал силу повелевать джиннами, и еще потому, что все в этом мире происходит с согласия Аллаха. Это связано с концепцией предопределения, когда считается, что ничего, что происходит в мире, не может быть вне воли и согласия Аллаха, а тем более, если что-то делается во благо. Если люди занимаются какой-то магией, они говорят, что эта магия охранительная, что это охранительные практики. Так происходит потому, что, если человек защищает сам себя, то можно в Коране и хадисах найти доказательства того, что так делать можно. Под такую цель защиты подгоняются совершенно разные заклинания. Например, можно отрезать символически язык своей подруги, чтобы она не увела мужа. Это защита своего брака. Или можно сделать то же самое со свекровью, чтобы та не распускала сплетни. Это защита от сплетен. Или один человек убил другого, потому что этот другой хотел убить первого. Это защита своей жизни. Таких способов самооправдания находится великое множество. И притом, что существует негативный образ магии и мага, сами маги пытаются себя каким-то образом тоже оправдать. Они все называют себя ходжами, уверяют, что проходили специальное обучение, что все делают исключительно с согласия Аллаха, демонстрируют какие-то арабские записи и т. д. Следовательно, говорят они, вся их практика имеет религиозное значение. Но при этом они произносят некие заклинания, вручают амулет, а затем требуют от получившего амулет совершить сорок покаянных намазов, т. е. извиниться перед Аллахом. Или требуют в качестве искупления за сделанное совершить девять жертвоприношений и отдать мясо бедным. Очень страшным считается, если человек прибег к изменению пола ребенка, т. е. он заказал амулет на то, чтобы у него родился мальчик. Такое действие признается влиянием на волю Аллаха. Есть и другие заклинания, признанные страшными. После них следует молчать о сделанном, поскольку по всем участникам такого обряда не будет совершен заупокойный намаз, а это самое страшное, что может произойти с мусульманином. Это означает, что таких людей вычеркивают из жизни уммы – лишают возможности быть мусульманином (аналог анафемы в христианстве), изгоняют из ислама. А так как ислам – это величайшее благо для любого человека, то хуже наказания и придумать невозможно. Поскольку в обществе существует негативное отношение к магии, то некоторые турки не ходят к колдуну и пытаются что-то делать сами, говоря при этом, что такое поведение они усвоили от отцов и это есть охранительная практика. Само слово «магия» настолько негативно окрашено, его стараются не применять. Но в турецком языке есть слова «сихр» и «бюю». «Бюю» – древнетюркское слово, означающее колдовство и используемое для различных шаманских практик; оно воспринимается более положительно, поскольку была проведена просветительская работа, давшая возможность считать такую практику обычаем предков, защитой, поддержанием космического порядка. Охранительными практиками защищаются от зримых и незримых опасностей. Зримые опасности часто связываются с неким «сверхъестественным» вмешательством. У турок то, что мы называем сверхъестественным, является совершенно естественным, в т. ч. существование джиннов и их вмешательство в жизнь людей, поскольку о джиннах говорится в Коране. Есть джинны верующие, есть джинны-немусульмане, которые всячески вредят человеку. Но и верующие джинны могут навредить человеку, например, когда человек их потревожит во время их ночной молитвы в мечети, или когда человек случайно на них наступит на пороге дома во время игры джинна со своими детьми. Здесь процесс взаимодействия определяется так: если у человека что-то внезапно заболело или случается нечто неприятное, то это есть результат вмешательства джиннов. И нужно точно определить, кого и как человек обидел, как искупить вину. Это доисламские представления о неких духах, ведь джинны часто представляются душами конкретных умерших людей, предков («джинн Ахмед утонул в прошлом году»). Они карают человека за его проступки. Турецкая девушка может забеременеть от джинна или, например, от архангела Джабраила. И такие представления очень распространены в турецких деревнях, а часто и в городах, поскольку в Турции города не очень отделены от деревень. В Турции средний уровень образования намного ниже привычного нам. К тому же происходит большой приток деревенского населения в крупные города. Только в Стамбул ежедневно приезжает около десяти тысяч человек, и население города составляет более 20 млн человек. На магию сильно воздействует массовая культура, поэтому появляются вестернизированные формы магического – медиумы, электронные счетчики для гаданий, китайские гадания и многое другое. Все это активно распространяется. Так, старинные изображения страшных рогатых и хвостатых джиннов используются в современном турецком кинематографе. Но такой образ не совсем правилен, так как по исламу джинны не имеют физической оболочки и не видны глазу. На миниатюрах джинны изображаются, хотя известен запрет ислама на изображения. И в оправдание того, что изображения джиннов (и вообще миниатюры) существуют, турки говорят, что это взгляд Аллаха на землю, а Аллах может видеть что угодно, в том числе и джинна. С этим связано и то, что никакого авторства у миниатюр нет. Есть отдельные художественные школы, но, как правило, это коллективное творчество, когда один художник специализируется на изображении листиков, другой – цветочков и т. д. И само понятие авторства здесь не применяется – автором, творцом может быть только Аллах. В Турции очень распространено ношение амулетов. Они представляют собой футляр в форме треугольника, внутри которого спрятаны написанные колдуном на листе бумаги молитва – сура или аят из Корана или заклинание, а также может быть нарисованный магический квадрат или замысловатый рисунок джинна, составленного из арабских букв. Каждая арабская буква имеет цифровое значение, и на рисунках буквы располагаются так, чтобы получалась некая сумма цифр, связанная со знаком зодиака. Часто снаружи футляра изображается голубой глаз, который, согласно давней традиции, отражает воздействие «дурного» глаза другого человека, как правило, голубоглазого. Изготовлением амулета должен заниматься только опытный колдун, иначе можно испортить судьбу человека. Охранительная практика в виде изготовления амулетов противоречит религии, поскольку придается огромное значение человеку и техническим средствам, т. е. от техники зависит судьба человека. А в исламе вся судьба человека полностью находится в руках Аллаха. В амулет может быть спрятано заклинание на защиту семьи, дома и даже своего клада при помощи змей. Змеи – это джинны. В Турции очень распространено поверье, что клад охраняют змеи-джинны. Кладов в Турции, закопанных в землю и оставшихся от ушедших христианских, армянских, греческих общин, очень много. Считается, что все закопанные сокровища стерегут джинны, которые могут быть не только мусульманами или немусульманами, но и христианами, с которыми очень трудно договориться. Заклинания помогают отвадить джинна, договориться с ним или установить джинна-охранника на свой клад. В написанные заклинания часто включают имя Аллаха, что приносит силу амулету и успокоение носящему его. Заказывающего амулет не беспокоит то, что он вовлекается в магию, а тем более, если колдун называет себя ходжой, на его столе лежит Коран и он готов написать слово «Аллах», поскольку все, что содержит это слово, не может быть плохим. Такого рода оправдания очень распространены. К тюркским элементам охранительной практики, сохранившихся от древних тюрок и ставших общетурецкими, относятся изображения от сглаза на детских головных уборах и других вещах. Священнослужители Турции категорически борются против этого, приходят в дома и заставляют все снимать. Поэтому носящие амулеты люди предпочитают говорить, что так они почитают Аллаха. Таково противодействие и взаимодействие, нахождение способов сохранить охранительную практику, включая ее в систему, которая главенствует в данный момент. Священными тюрки признают голубой цвет, различные деревья. И их тоже применяют в изготовлении амулетов. Амулеты могут быть не только в виде треугольника, но и в виде мешочка, который носится на теле, но прячется от взглядов людей, ослабляющих силу амулетов. В мешочке, кроме написанного заклинания, может находиться маленький сосуд со священной водой из источника Зам-Зам (из Мекки). Такую воду мусульманин может носить открыто на шее. Часто разного рода охранными предметами в Турции украшают общественные места. Это объясняется тем, что человека окружает огромное количество видимых и невидимых опасностей. И в Турции у человека есть выбор между тремя составляющими: первое – сказать: «Я полагаюсь только сам на себя, не верю ни в Аллаха, ни в джиннов и ни во что другое, сам решаю свою судьбу, и если что-то случается, то это я не предусмотрел, но в следующий раз предусмотрю»; второе – «правильно верующий» мусульманин полагается только на Аллаха, и если что-то произошло, то такова воля Аллаха3 ; третье – многое зависит от человека, и человек для защиты может использовать огромное количество талисманов и заклинаний. Таим образом, человек является жертвой окружающих сил, а с другой стороны, он может это предотвратить, противопоставляя им нечто аналогичное. Например, против джиннов человек может бороться при помощи других джиннов. В этом случае он обращается к колдуну, у которого обязательно для связи с джиннами есть очаг, колдун привязывает джиннов к амулету, к обратившемуся человеку, и таким образом человек получает некую свою армию для защиты. При этом, если человек заболевает, он считает, что его джинны недостаточно сильны, и надо пойти к другому колдуну, заплатить еще больше денег и т. д. Сегодня все эти вещи в Турции становятся все более популярными. И стремительно набирает обороты официальная салафитская реакция на них. На данный момент в Турции идет война между приверженцами чистого ислама без каких-то нововведений, и приверженцами древних архаических моделей поведения. Эта мягкая и длительная революция длится уже более десяти лет. Когда салафизм был представлен ваххабитами в Османской империи, то ваххабиты обвиняли османов в неправильной вере, а сегодня само правительство Турции борется со своими гражданами и обвиняет их в неправильной вере, в неправильной молитве. Современные турецкие мечети строятся по образцу мечетей Саудовской Аравии. Открывается множество фондов, выпускается огромное количество литературы о том, как надо правильно верить без суеверий, без ритуалов, без магии и т. д. И при этом правительство возрождает Османскую империю с идейным наполнением салафитского ислама. Все это напоминает постмодерн, когда все смешано со всем, на потребу публике. Вопросы и ответы Вопрос: Имеет ли только что названная война агрессивный характер, когда амулеты срываются, 3 В свое время турки даже не боролись с чумой, поскольку считали, что это кара Аллаха, что бороться с чумой означает бороться с Аллахом. колдуны сажаются в тюрьмы и т. п.? Ответ: В ходе идущей борьбы многие попадают в тюрьмы, в том числе восставшие военные высших чинов турецкого правительства, преподаватели университетов, попадают и колдуны, особенно если они выдают себя за религиозных деятелей. В деревнях представители ислама всегда отличались особенным несоответствием представлениям о правильном ходже. Очень часто это были люди, которые плохо представляли, что такое ислам, часто не знали арабского языка, и очень часто были самозванцами. Вопрос: В докладе был сделан акцент на практику ношения амулетов. А чисто магические практики существуют? Ответ: Нужно отметить, что ношение амулетов в охранительной практике – это явленный нам результат. Но чтобы получить амулет, нужно провести очень много разных манипуляций. Сначала человек должен прийти к колдуну в определенное время суток, колдун проводит разные ритуалы, пишет на обнаженном человеке разные суры Корана, имена, заклинания. Все написанное потом может быть смыто водой, которая выпивается. Затем чертятся круги, треугольники, проводятся расчеты с различными именами и звездами. Амулет тоже носится не просто так, а определенное количество дней, снимается в определенном месте и в определенное время, совершаются и другие манипуляции. Нужно определенным образом избавиться от амулета после окончания срока его действия (вернуть колдуну, выкинуть в озеро). При повреждении амулета или при его неправильном хранении также нужны определенные действия. Все это очень и очень сложно. Вопрос: Чем еще, кроме амулетной культуры, занимаются ходжи? Ответ: Турецкие ходжи, кроме изготовления амулетов, занимаются и другими вещами, например, они изгоняют джиннов, общаются с джиннами. Ритуал экзорцизма – очень архаическая вещь. Джинн может проникнуть в человека, вселиться в него. И здесь проявляется разница между охраной человека и его спасением: охрана происходит от еще не случившегося, а спасение – от уже случившегося. И если джинн вошел в тело человека, то здесь нужно спасение от уже случившегося несчастья. В этом случае спасение может проводить не только колдун, но и представитель официального культа, потому что джинна можно изгнать прочтением Корана. Это официальный культ. В неофициальном культе с джинном просто пытаются договориться, наслать на него других джиннов, сделать ему какое-то предложение, подарки. После разговора с джинном представитель культа оповещает о желаниях джинна. Джинн представляет собой некую конкретную личность, и у него есть имя. Желаниями джинна могут быть захоронение непохороненного тела человека, принесение жертв со стороны обидевшего джинна человека и др. Чтобы искупить свою вину за совершение неправильных поступков, к которым относится и обращение к колдунам, человек прибегает к покаянному намазу, а вот института покаяния, исповеди в исламе нет. Вопрос: Почему амулеты имеют форму треугольника? Ответ: Форма охранных амулетов, как правило, треугольная. Треугольник – древний тюркский символ. Простота и геометричность форм в архаическом сознании представляет собой некую магию, поскольку в природе таких форм нет. Чистота линий и строгость формы представляются дающими власть. Это то, что человек сделал сам или при помощи других людей, это нечто такое, чего нет в природе, человек преобразовал природу. Острые концы треугольника тоже имеют значение. Они могут, например, выкалывать глаза жертве. Направленность в треугольнике одного из углов строго вниз может означать, во-первых, форму (например, сосуда), собирающую стекающую сверху энергию, во-вторых, символику женского начала. Подобные амулеты носят как женщины, так и мужчины. Ранее часто жёны заказывали амулеты с заклинаниями для уезжающих на заработки мужей. Мужчины заказывают заклинания от соперников, любовные. Часто заказываются заклинания на своих близких на случаи сглаза, охраны от джиннов, например, джиннов женского пола, если заклинание заказывается для молодого человека. Особые заклинания делают для охраны детей. В Турции очень распространено представление о браке с представителями иных миров, и только тонкая светская прослойка общества отрицает подобные представления и пытается бороться с ними. Основная же масса населения живет такими представлениями, которые связаны, в том числе, и с религией, потому что в Коране все это есть. Вопрос: Посещали ли вы сами колдунов, и трудно ли к ним попасть? Ответ: Нет, не посещала и не хотела проводить колдовство в отношении себя или близких, даже с научными целями. Но это все открыто. На прием к турецкому колдуну можно попасть через объявления в газетах, в Интернете, через знакомых. Услуги профессиональных колдунов стоят достаточно дорого, хотя считается, что за работу колдун не должен брать деньги, а лишь кто что даст (куры, зерно и т. п.). И хотя сегодня институт колдунов в Турции очень распространен, но постепенно колдуны начинают «уходить в подполье». Вопрос: Треугольная форма турецких амулетов, направленная углом вниз, подтверждает тот факт, что ислам опирается на мужскую энергетику, мужчина играет основную роль. Заметили ли вы другие тому подтверждения? Ответ: Мы говорим о турецкой магии, потому что мусульманская магия в каждой стране имеет свои особенности, например, в Центральной Азии очень распространены тумары (маленькие цилиндры). А в Турции распространен треугольник. Амулет такой формы удобно вешать. Что касается гендерного вопроса, то колдунами, как правило, являются мужчины. Заклинания могут делать и женщины, но это «знающие» женщины, например, проводящие ритуалы в семье. А маги проводят ритуалы у себя в помещениях и при этом «привязывают» джиннов. Есть мнение, что если ритуал проводит женщина, то она делает только хуже человеку, потому что у женщины плохая энергетика, у нее нет необходимой благости. Для турецкой магии женщина-колдун – большая редкость. А вот мужчины-колдуны организуют свои братства, собираются у очагов, передают свои знания, обучают, организуют школы. Клиентами колдунов могут быть кто угодно, заказать заклинание можно и для постороннего человека. Вопрос: Почему, с точки зрения ислама, Бог попускает магию? Ответ: Следует сначала определить, что считать магией, а что считать чудом. Одно и то же действие может восприниматься как магия и как чудо, и это зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. Чудо всегда идет от Аллаха: он дает чудеса и позволяет что-то делать. А магия – это что-то плохое. Когда суфии занимались своими практиками, далекими от ислама, с точки зрения простых людей, то они это магией не называли, а говорили, что это способ приближения к Богу, постижения Бога, способ передать кому-то божественную силу. И это не сихр и не бюю, а это чудеса. И своими адептами суфии воспринимались не как маги, а как творители чудес, как люди, приближенные к Аллаху и получившие от него больше, чем другие люди. Адепт, приближаясь к такому суфию, тоже приближался еще больше к Аллаху, и такой суфий начинает для людей персонифицировать Аллаха. Так доисламские вещи начинают получать мусульманизированную форму. И все это не магия. А магия – это то, чем занимаются другие, это то, что противоречит исламу, это получение силы в обход Аллаха. Например, они получают силу через шайтанов. Несколько слов о предсказаниях. Официальная точка зрения ислама по поводу предсказаний такова: человек может получить у колдуна сведения о будущем. Каким образом он может их получить? Считается, что Аллах отдает ангелам приказы, а те их обсуждают на небесах. В это время изгнанные шайтаны (шайтан – это джинн-искуситель: верующие джинны шайтанами не являются) подбираются к краю небес и подслушивают. Когда ангелы замечают шайтанов, то начинают сбивать их звездами. Шайтаны приходят к колдуну и рассказывают ему подслушанное. Что-то может оказаться правдой, что-то нет, в любом случае, это только часть замысла Аллаха, и он в любой момент может все изменить. Это все относится к магии. Магией является и получение силы из любого другого источника, кроме Аллаха. И так как граница здесь совершенно размытая, то одно и то же самое действие, в зависимости от того, кто его определяет, может быть как магическим заклинанием, так и молитвой. Некое действие человека, когда он просит Аллаха что-то ему обеспечить, пытается заставить Аллаха выполнить свою волю, согласно формальным признакам, также относится к магии, хотя есть присутствие молитвы, силы Аллаха. В поздней турецкой культуре магия получила статус тайного знания, носящего элитарный характер. В исламе тайное знание существует, но это не магия. Тайным знанием может быть, например, наука о свойствах чисел, свойствах букв или небесных тел и т. д. Все это называется наукой и сложилось в средневековой арабской культуре. Что касается астрологии, то сначала ислам был категорически настроен против нее, потому что в Древней Аравии существовало обожествление и почитание звезд, была сильна астрология, с чем активно боролся Мухаммед. Позже теологи последовали его примеру и говорили, что рассмотрение звезд как символов и признаков противоречит исламу. Но тут же находились люди, которые говорили, что вселенная создана Аллахом по неким законам, что звезды этим законам соответствуют, и что по звездам можно читать заложенное Аллахом. Происходит расчленение Корана на буквы, поиск тайного смысла и перестановка букв через символы оказывают влияние на мир. Происходит взаимовлияние с каббалой. Часто в Коране перед сурами стоят несколько непонятных букв, и никто не знает, почему они там стоят. Магическая традиция утверждает, что это посланные Аллахом магические буквы, предающие некое тайное знание. У имен Аллаха и Мухаммеда есть свои числа. Из имен в мусульманской магии часто используют имена: Али, Хусейн, Хасан, имена ангелов. Вопрос: Какова ситуация с литературой по магии на книжном рынке Турции в условиях салафитской реакции? Ответ: В Турции сложилась своеобразная ситуация с книгопечатанием. Турок – не читатель, а писатель. Книги пишутся в очень большом количестве и издаются множество раз. Книжный рынок устроен таким образом, что книги продаются по издательствам, т. е. у каждого издательства свои магазины. Среди издательств большая часть является религиозными. К сожалению, качество турецкой литературы оставляет желать лучшего. Отсутствием ссылок на источники грешит не только литература, но и турецкая наука. Вопрос: Вам не кажется, что секрет устойчивости всех этих практик состоит в том, что на них просто пристально обращают внимание? Ведь в период светского режима магии не было, а с возвращением ислама вернулась и магия. Ответ: Магия, колдовство в Турции были всегда, даже в особые периоды борьбы с ними они не исчезали насовсем, особенно в деревнях. В светский период истории Турции ходить в мечеть было неприлично, хотя мечети никто не разрушал и складов и бассейнов из них не делал. Современный турецкий писатель Орхан Памук описывает ислам как неотъемлемый атрибут слуг в его доме, что это нечто, чего в его семье все боялись, испытывали некое чувство вины, как будто они обидели чужого бога, что ислам – это принадлежность бедных и несчастных людей. Это совершенно другой тип внутреннего ощущения и поведения. Светская интеллигенция Турции стыдится своего народа. Несколько лет назад социальная ситуация в Турции несколько изменилась. Вчерашние деревенские бедняки во второй половине двадцатого века стали богатыми, они стали предпринимателями и владельцами холдингов. И через фонды они продвигают свою культуру. А обнищавшие светские турки потеряли власть и не знают, куда себя деть в новой Турции. В этом трагедия таких людей и трагедия страны. Многие уезжают. Вопрос: Получается, что сегодня народный ислам в Турции пошёл наверх? Ответ: Действительно, сегодня народный ислам Турции находится наверху, а салафизм – это их идеологическая оболочка. Представителем народного ислама является мусульманин из народа, из деревни. И он такой мусульманин, каким его обучили в мечети. Священнослужителей для мечетей готовит муфтият, который тоже имеет своих руководителей. Все централизованно. Религиозная политика Турции очень сильно ориентирована на некий центр, который находится в Саудовской Аравии. Саудовская Аравия распространяет нормы ислама на современную Турцию. Вопрос: Видите ли вы общее и различное в магических практиках исламских и христианских? Ответ: Если сравнивать мусульманские и христианские магические практики, то в исламе произошло большее сращивание магии и религии, более широкий спектр использования мусульманских моментов для магических целей, используется больше мусульманской атрибутики, больше работающих оправданий о помощи Аллаха. Христиане ведут светский образ жизни, а у мусульман присутствует большая включённость в религию. Вопрос: Какие суфийские тарикаты присутствуют в Турции на данный момент? И какие из них занимаются магией? Ответ: Одним из самых популярных является орден мавляви. Министерство по культуре и туризму Турции сделала этот орден символом османского духовного наследия и стало его сильно популяризировать. Многие турки воспринимают его членов как классиков поэзии. В правительстве есть представители ордена. Еще очень распространен тарикат накшбанди, который весьма сильно влиял на правительство, как и тарикат бекташи. Орден бекташи состоял из христиан, обращенных насильно в детском возрасте в ислам, и подчинял себе янычарский корпус. Братство ахи подчиняло себе полностью ремесленные цеха. А что касается магии, то суфийские ордена не занимаются магией. Они используют некие магические практики, но магическими их не считают. Сегодня в Турции появился феномен неосуфизма. В его рамках происходит сращение с американскими сектами. Существовавшие одно время в России турецкие лицеи находились под одним из таких тарикатов. Отец-проповедник ордена последователей Фетхуллаха Гюлена давно живет в Америке и зовется «глобальным имамом», а сам неосуфийский орден – «глобальным исламом». Это самый популярный и самый влиятельный орден Турции, в него входят многие члены правительства. Процесс разделения в исламе на различные ордена, направления очень распространен и естественен. На эту тему есть хадисы, говорящие, что будет много различных ответвлений, но лишь одно будет из них правильное, и никто до Судного Дня не узнает, какое именно. Поэтому процесс разделения продолжается. И нет церковных соборов, которые бы назвали одно направление правильным, а остальные – еретическими. Кто правильный, а кто нет, в исламе решается на местном уровне. Сегодня в турецком суфизме своеобразная ситуация: один суфий может относить себя к различным суфийским орденам, тарикатам одновременно. До образования Турецкой Республики такого не было, а в Турецкой Республике они вообще были запрещены и преследуемы. Ататюрк одномоментно распустил и отменил все суфийские ордена. Многие суфии уехали на Балканы и в арабские страны. Оставшиеся суфии долго скрывались и лишь в последнее десятилетие некоторые из них занялись активной деятельностью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.